Выпуск SSJ-100 приносит рекордные убытки «Сухому»
Сегодня: ВС, 21 июля 2019 г.
ЦБ РФ: $ 62.87 0.00 | € 70.79 0.00

Выпуск SSJ-100 приносит рекордные убытки «Сухому»

У гражданского авиапрома России всё плохо. Многомиллиардные инвестиции со стороны государства так и не привели отрасль хотя бы к локальным успехам

 

Выпуск SSJ-100 приносит рекордные убытки «Сухому»

gtlk.ru

Минус 5 миллиардов рублей за 2018 год, в 4.5 раза больше, чем в 2017-м, падение выручки на 15% до 47 миллиардов рублей – неутешительные показатели «Гражданских самолётов Сухого» говорят о том, что без государственной поддержки отечественный авиапром может повторить судьбу украинского – де факто прекратить существование.

«Наш ответ Боингу» получился, мягко говоря, неубедительным. Лайнер оказался проблемным с точки зрения надёжности, эксплуатационных характеристик и стоимости эксплуатации. Авиакомпании отмечали перебои с поставками запчастей и вынужденные простои «суперсухих» по техническим причинам. Маркетинговую подготовку перед началом продаж среднемагистрального МС-21 можно смело называть провальным.

SSJ-100 откровенно не фартило с первых дней продаж. В мае 2012 года индонезийские пилоты не справились с управлением «Сухого» и врезались на нём в гору – 45 погибших, испорченный информационный фон и сорванный контракт, который усугублялся резким отставанием самолёта от графика выпуска.

Изначально по плану ОАК с 2007 по 2013 годы планировала выпустить 234 лайнера – по 50-60 машин в год. Реальность оказалась куда суровее. К моменту первого дедлайна программы комсомольско-амурские цеха покинуло 20 машин, из которых 5 – предсерийные экземпляры. До конца 2018 года заводу удалось собрать 175 самолётов. Максимальные производственные показатели были зафиксированы в 2014-м – 35 штук. Могли бы и больше, но есть проблема с заказчиками – в эксплуатации на тот же период находились 115 машин. Все остальные были выпущены в виде задела. В 2018-м году бортовые номера получили всего 24 новых российских самолёта – переломить ситуацию не получилось даже с учётом ослабленной национальной валюты.

Сложная репутация отразилась на географии поставок – SSJ-100 эксплуатируют авиакомпании четырёх стран – России, Мексики, Казахстана и Таиланда. Армения, Индонезия, Ирландия и Лаос, сделав выбор в пользу «Сухого» уже отказались от его продукции, предпочтя традиционные Boing и Airbus. Американская и европейская корпорации поставили годовой рекорд по количеству выпущенных гражданских лайнеров – в небо поднялись 806 и 800 самолётов соответственно.

Впрочем, проигрывает небо «Сухой» не только им. Переживающая не лучшие времена канадская фирма Bombardier ежегодно отгружает 150 самолётов. Бразильский Embraer стабильно выпускает 180-200 самолётов всех классов в год. Ещё один конкурент «Сухого» на рынке гражданского авиастроения – китайский самолёт COMAC испытает проблемы, похожие на те, что коснулись российского лайнера. Извечная проблема Поднебесной с двигателестроением никуда не делась и относительно модели АRJ-21, которая официально пошла в серию в 2009 году, но до сих пор удалось собрать лишь 17 единиц крылатой техники.

Сложившаяся конъюнктура делает коммерческие перспективы среднемагистрального МС-21 туманными. Лайнер, который по замыслу должен вывести из кризиса всю отрасль, будет экстремально сложно продать кому-либо. И портфель заказов из 280 машин здесь никого не должен смущать – практика показала, что не все эти контракты в итоге выполняются из-за низкой платёжеспособности авиакомпаний стран «третьего мира» - плюс право вернуть машины изготовителю никто не отменял.

Вам будет это интересно:
Свежие материалы: