За вами следят: как ритейлеры превращаются в шпионскую сеть
Сегодня: ВС, 21 июля 2019 г.
ЦБ РФ: $ 62.87 0.00 | € 70.79 0.00

За вами следят: как ритейлеры превращаются в шпионскую сеть

Китайские интернет-магазины рассказывают о покупателях спецслужбам. В России ритейлеры тоже собирают «досье» на своих клиентов

 

За вами следят: как ритейлеры превращаются в шпионскую сеть

pixabay.com/stux

Совершенствование технологий обработки и анализа больших данных, а также механизмом распознавания лиц привело нас в будущее, которого боялись авторы антиутопий. Поведение любого человека, причем не только онлайн, но и в обычной жизни, можно успешно просчитать на сколько шагов вперед. Только владеют этими данными пока не государство и спецслужбы, как опасались писатели и сценаристы, а ритейлеры. Именно они оказались готовы тратить огромные деньги на слежку за своими клиентами. И до превращения в шпионскую сеть им осталось не так уж и много.

Дальше всех в этом деле ушли китайские ритейлеры: они фактически стали в Поднебесной частью государственной системы контроля граждан и безропотно передают властям информацию о своих покупателях. Американское издание The Wall Street Journal в начале декабря опубликовало материал с комментариями бывшего сотрудника Alibaba Group – одного из крупнейших в мире интернет-магазинов. По его словам, в офис компании часто наведываются сотрудники полиции, которым нужна та или иная информация о клиентах магазина. «Они пришли ко мне и попросили предоставить имя пользователя и всю информацию о нем», - цитирует свой источник The Wall Street Journal (перевод газеты «Коммерсант»).

Сотрудничество со спецслужбами – это официальная позиция компании. Глава Alibaba Group Джек Ма в прошлом году заявлял, что «политическая и судебная системы будущего неотделимы от интернета и больших данных». По информации все того же The Wall Street Journal, властям передают информацию о пользователях, разместивших ненормативный контент, такие гиганты индустрии как Tencent Holdings и Baidu Inc. Учитывая, что у всех у них скапливаются огромные массивы данных о своих пользователях, их привычках, вкусах, круге общения, адресах и другой аналогичной весьма полезной при слежке за гражданами информации, американские журналисты предсказывают, что уже к 2020 году жизнь среднестатистического китайца будет полностью подконтрольна правительству.

И если вы думаете, что такая ситуация складывается только в КНР, то вы глубоко заблуждаетесь. Да, журналисты пока не сообщали о случаях приходов сотрудников спецслужб в интернет-магазины с требованием выдать историю покупок человека, который находится «в разработке». Но данные о покупателях ритейлеры все равно собирают, причем не только в онлайне, но и оффлайн. В июле этого года компания VisionLabs, о которой мы писали ранее, запустила проект для розничных магазинов по распознаванию через камеры видеонаблюдения пола и возраста клиентов. Последний, кстати, новые технологии позволяют назвать с точностью до года, а вероятность правильного определения пола покупателя – 99,7 процента, при этом клиенту даже не обязательно смотреть в камеру.

Ритейлерам такая система позволяет корректировать ассортимент под запросы покупателя, однако возможности системы простираются гораздо шире. Дело в том, что она опознает конкретного клиента, присваивает ему индивидуальный номер и учитывает, сколько раз он заходил в определенный магазин, сколько времени провел там и вернулся ли на следующий день. Более того, для ритейлеров доступна опция оповещения о воришках и нежелательных клиентах, а это значит, что степень персонификации в системе весьма высока. Если к ритейлерам, обладающим такими данными, придут сотрудники спецслужб, они смогут узнать много интересного об объекте своего пристального внимания.

В Европе подобная система существует уже больше года: еще осенью 2016-го издание Financial Times сообщило, что известные парижские магазины устанавливают у себя датчики, которые связываются со смартфонами прохожих и собирают информацию о потенциальных покупателях, когда они еще только подходят к дверям бутика. Так, например, стартап Retency предоставлял люксовым магазинам антенны, позволяющие следить за передвижением покупателей по магазину и узнавать об их повторном визите, определяя частоты их смартфонов. Даже экраны в витринах могут следить за прохожими, ненадолго притормозившими около них – название бренда, который пользовался такой технологией, Financial Times не называет, но утверждает, что она уже применялась во Франции.

В США подобные технологии применяются давно: например, в 2012 года разразился скандал вокруг сети универсамов Target, которые, как выяснилось, собирали досье на каждого, кто когда-либо совершал покупку в магазинах сети. Причем в «профиле покупателя» были не только имена и истории покупок, но и списки любимых тем в социальных сетях, политические предпочтения, и даже состояние здоровья. Узнать о беременности постоянной покупательницы заранее и начать делать ей персональные предложения еще до того, как она попадет в роддом – вот это таргетинг!

Вам будет это интересно:
Свежие материалы: